Искусство японской икебаны – история и современность

Искусство японской икебаны - история и современность

Фитодизайн интерьера, получивший в последнее время широчайшее распространение, является наиболее динамично развивающимся направлением современного дизайна. Развитию флористики в большой степени способствуют определенные правила и техники создания цветочных композиций.

Искусство икебаны

Считается, что флористика берет свое начало в Японии. В Стране Восходящего Солнца умение составлять изысканные цветочные композиции считалось неотъемлемой частью культуры, искусству создания икебаны обучались не только девочки, но и мальчики.

Старинная японская легенда гласит, что когда-то давно, после сильной грозы, которая уничтожила огромное количество цветущих деревьев, древние монахи обратились к всемогущему Будде с молитвой о том, чтобы он помог возродить то, что было уничтожено стихией. К подножию статуи божества они возложили сломанные ветви цветущих деревьев. И Будда внял их мольбам – сады вскоре опять зацвели, принося радость и красоту. Именно эта легенда положила начало развитию искусства икебаны – в буддистских храмах стали устанавливать изумительно красивые асимметричные композиции, символизирующие оживление цветов.

Именно это искусство цветочной композиции получило название икебана – оживление цветов, или kado – путь цветов.

Западные страны привнесли свою нотку в искусство цветочной композиции, характеризующуюся обилием цветущих растений. Японская же икебана в свою основу ставит строгие линии ветвей и листьев. Цветы в традиционной икебане играют второстепенную роль. Ваза (подставка, контейнер, блюдо) также несет ключевую нагрузку всей композиции. Вся структура японской икебаны основывается на наиболее равновесной геометрической фигуре – треугольнике, три вершины которого символизируют землю, небо и человека.

Икебана – один из наиболее древних видов искусства, его история насчитывает более 6 веков. Само название этого искусства состоит из двух слов: “ике” – жизнь и “бана” – цветы, т.е. дословно икебана можно перевести как “живые цветы”. Начало искусству цветочной композиции было положено буддийскими ритуалами, которые считали цветы символами душ умерших людей. Статуса художественной формы, которая никак не была связана с религией, икебана достигла приблизительно к середине 15 века. Первыми преподавателями и студентами традиционно являлись священнослужители, однако среди них стали появляться и высокопоставленные члены общества. Немного позже, когда на основе традиционной школы цветочной композиции возникло большое количество различных направлений, обучение искусству икебаны стало доступным для любых уровней общества.

Влияние Буддизма

Искусство икебаны зародилось в начале 6-го столетия, приникая к зарождению в Японии буддизма. В то время возложение цветов на алтарь божества являлось обязательной частью церемонии. В Индии статую Будды осыпали лепестками цветов, а подношение цветущих ветвей производилось лишь изредка. Постепенно японская традиция украшения алтаря цветами претерпела некоторые изменения – цветущие растения стали помещать в специальные вазы. Подношение цветов божеству стало почетной обязанностью священнослужителей.

Происхождение Икенобо

Икенобо – наиболее старинная школа икебаны, которая была основана в 15-м веке священником-буддистом по имени Икенобо Сенкеи. Считается, что именно он создал течение “рикка” (постоянные цветы). Этот стиль отражает красоту природы в понимании буддистов: сюда входит семь отделений, которые представляют водопады, долины, холмы и остальные красоты природы, имеющие определенную форму. Аристократы и священнослужители развивали именно этот стиль, делая его все более утонченным, в то время как более простые люди предпочитали менее изысканный стиль, получивший название “shoka” или “seika” . В нем используются лишь три основных понятия: земля, небеса и человек, основывается он не столько на философском осмыслении произведения, сколько на естественной красоте растений.

Наиболее известная школа современности сформировалась в конце 19 века, а именно в тот момент, когда Охара Неголень отделилась от школы Икенобо. Для композиций школы Охара характерна “moribana” – то есть плоская ваза, украшенная сложенными сверху цветами. Стиль морибана часто применяет западные растения, это объясняется влиянием западной культуры на Японию, происходящим в момент открытия данной школы. Художественные движения начала 20-го века стали основой развития композиций «jiyuka». Однако в то время икебана все еще оставалась искусством элиты.

С начала 30-х годов стал возрастать интерес к искусству цветочной композиции. Открывались специальные школы, привлекающие людей любых социальных слоев. Жены американцев, живших в Японии, помогли искусству икебаны пересечь границы Японии, привлекли к нему внимание людей всего мира. Появилось новое течение – авангардная икебана, которая сделала возможным применение в цветочных композициях стали и пластика.

Сейчас в Японии известно около 3 000 школ икебаны, во всем мире их количество приблизилось к 1000. Икебаной сегодня занимаются около 15 млн молодых японских девушек и юношей.


Категория: Культура и искусство  Метки:
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии к данной записи закрыты.

Яндекс.Метрика