Как в Японии воспитывают детей

Все кто побывал в Японии, отмечают, что у японцев особое отношение к детям.  Наиболее удивляет тот факт, что там не принято наказывать маленьких детей и вообще им что-то запрещать.

Дело в том, что воспитание ребенка японцы делят на три стадии: “стадия короля” – до 5 лет; “стадия раба” – с 5 до 15 лет”; “стадия равного” – после 15 лет.

Сразу же после рождения ребенка в Японии родители окружают его всяческой заботой и вниманием, выполняя любой его каприз и разрешая буквально все. Мать постоянно находится рядом со своим ребенком и если надо куда-то отлучиться, то она берет  его с собой – для удобства ношения грудных детей в Японии даже выпускают одежду со специальными вставками, облегчающими такое ношение.

При этом, родители делают все возможное, чтоб ребенок не плакал, а этого тяжело добиться, учитывая тот факт, что ребенку ничего не запрещают, ведь малыши очень любознательны, везде лезут и могут травмироваться. Но в таких случаях родители скорее будут винить и ругать себя, ежели свое чадо. Часто в Японии можно встретить картину, когда ребенок явно шкодит, но его не только не ругают, но даже не одергивают – наоборот, все с умилением смотрят на его проказы.

Но с 5 лет все меняется и в ребенка начинают закладывать нормы общественного поведения и других правил, которые необходимо строго соблюдать. Однако, это не означает, что малыша начнут, что называется, “ломать об колено”, все это делается исключительно в духе японской выдержанности и спокойствия, ребенка никто не будет бить или кричать на него, там широко применяют метод, называемый «угрозой отчуждения». Для маленьких японцев самое тяжелое моральное наказание это отлучить его от дома или противопоставить ребенка какой-то группе, потому что японцы не мыслят себя вне коллектива. Вот почему одиночество переживается ими очень тяжело, и отлучение от дома становится настоящей катастрофой и великолепным стимулом для маленьких японцев следовать жесткой системе правил, которые устанавливают, как необходимо поступать в той или иной жизненной ситуации.

Большую роль в формировании личности японских детей играет детский сад. Как правило, в детсад детей там отдают с трех лет, формируя небольшие группы по 6-8 человек. Их состав переформировывается каждые полгода. Если у ребенка не складываются отношения в одной группе, то он приобретет друзей в другой. Воспитателей также постоянно меняют. Для того чтобы дети не могли привыкнуть к ним слишком сильно. Эти привязанности, считаются японцами, развивают зависимости детей от своих наставников. Основной задачей японского детского сада считается не образовательная, а воспитательная, это, прежде всего обучение ребенка поведению в коллективе. В дальнейшем ему придется постоянно быть в какой-то группе, и это умение особенно пригодится. Детей учат анализу возникших конфликтов в играх. При этом избегается проявления соперничества. Самым продуктивным решением конфликтов они считают компромисс. В ссоры детей не вмешиваются. Считают, что это мешает детям получать навык жить в коллективе. Важным местом в системе обучения считается хоровое пение. Выделение солиста, по японским представлениям, считается непедагогичным. А хоровое пение воспитывает чувство единства с коллективом. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов. Особенно хорошо в этом помогают детские презентации, позволяющее малышам быстрее усваивать материал.

В Японии не принято сравнивать детей между собой по критерию “кто лучше или хуже”. Воспитатель никогда не отмечает лучших и не ругает худших. Выделение кого-то не принято. «Не выделяйся» является одним из принципов японской жизни. К положительным результатам он приводит не всегда.

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой – раздвижные двери ( вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны– толстые матрацы – и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

С одной стороны, такая система воспитания детей кажется идеальной и эффективной, особенно если посмотреть на японское общество, но с другой стороны, иногда эта система дает сбой . Ведь чрезмерная забота или чрезмерное давление может приводить к обратному эффекту, например, постоянная необходимость стремиться быть частицей коллектива приводит к появлению хикикомори – добровольных отшельников, которые полностью уходят в себя и избегают всяческого общения с окружающими. И, тем не менее, стоит признать, что японская система воспитания дает хорошие результаты и у японцев и в этом плане есть чему поучиться.

Рекомендуем также почитать:

 

Категория: Интересная Япония
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии к данной записи закрыты.

Яндекс.Метрика